На сегодняшний день в крупных мебельных магазинах и сетях представлен широчайший выбор всевозможной мебели. Производители используют самые разнообразные материалы, в том числе и те, которые позволяют удешевить стоимость товара.
Натуральная деревянная мебель — давно уже не является иконой мебельного производства.
В наши дни это скорей исключение из правил, а за всякое исключение придется изрядно доплатить.Выбор журнального столика, наподобие того, который представлен в мастер-классе влетит в копеечку. А уж если захочется дополнить его другими элементами гарнитура, выдержанного в этом же стиле, волей-неволей задумаешься: а стоит ли опустошать до дна семейный бюджет? Ведь большинство современной мебели под силу сделать даже мастеру с весьма скромным опытом.
Все, что вам понадобится, это знание основ работы с деревом, опыт обработки древесины разнообразными лакокрасочными материалами, много прилежности, аккуратности и, разумеется, оборудование и инструмент для работы с деревом.
Автор этого мастер-класса подробно расскажет, как сделать современный журнальный столик из обрезков деревянного бруса.
Для работы вам понадобятся:
1. Материалы:
— обрезки деревянного бруса по размеру столика;
— клей для работы с деревом;
— защитно-декоративное масло-тонер;
— полиуретановый лак или любой другой, совместимый с декоративным маслом;
— металлические элементы крепления;
— шурупы мебельные или саморезы;
2. Инструменты:
— шлифовальная машинка;
— ножовка по дереву или торцовочная пила;
— электролобзик;
— ручной фрезер;
— шуруповерт или отвертка «на крест»;
— всевозможные струбцины;
— мягкая ткань для нанесения защитно-декоративного масла;
— малярные кисти;
— карандаш и линейка;
— строительная рулетка.
Шаг первый: разработка схемы
Автор советует начать с того, чтобы изобразить конструкцию журнального столика схематически. Он воспользовался компьютерной программой, однако можно ограничиться планом на бумаге. Это поможет вам просчитать общее количество материалов, составить план действий и подробно расписать размеры всех деталей конструкции.
На первом рисунке — вид сверху. Желтые области не учитываем. Это пазы для присоединения боковых стенок.
На втором рисунке вы видите журнальный столик в профиль.
Третий рисунок — вид снизу, без нижней перекладины.
Наконец, на четвертом рисунке изображено дно предполагаемого столика.
Шаг второй: выбор материалов и их предварительная обработка
Рациональней всего использовать обрезки деревянного бруса, оставшиеся от предыдущих работ. В любом случае, приобретение в магазине нестандартных размеров брусков обойдется гораздо дешевле, поскольку на их покупку всегда действуют скидки.
Можно взять также брус, бывший в употреблении. В этом случае, прежде чем вы приступите к работе, его необходимо постругать на станке. Такие работы можно производить самостоятельно, а можно заказать специалисту.
Автору также пришлось стругать весь свой материал для работы, поскольку ему достались бруски с закругленным углом.
Важно также обработать места склеивания для того, чтобы лак хорошо проник в поры и надежно закрепил элементы между собой. Здесь выбирайте между строганием и шлифованием. Свежие оструганные перед продажей бруски таким образом обрабатывать нет нужды. Их поверхность уже готова к склеиванию.
Для распиловки брусков автор использовал торцовочную пилу. Это — оптимальный из вариантов. В крайнем случае, сгодится острая ножовка по дереву.
На фото схематически указаны все детали, которые вам понадобятся, а также размеры в дюймах. Помните, что 1 дюйм равен 2,54 см.
Таким образом, автор использовал бруски сечением примерно 5,5 см.
Журнальный столик будет собран в паз, поэтому размеру сечения брусков нужно уделить больше внимания для того, чтобы в процессе соединения деталей не образовывались щели, но бруски при этом свободно входили в паз. Ниже вы увидите, о чем идет речь.
Получается, что короткие отрезки бруса должны быть меньше длинных на величину сечения бруса, умноженную на два, то есть, в нашем случае чуть более 11 см.
Будет лучше, если вы отпилите отрезки с небольшим запасом в полсантиметра-сантиметр. Сошлифовать лишнее с помощью шлифмашинки можно в любой момент, а вот детали, отпиленные короче, чем следовало, придется только заменить. Поэтому на разметку и замеры автор настоятельно рекомендует потратить времени чуть больше, чем вы ожидали.
Шаг третий: клеевые работы и изготовление столешницы
Собственно, вся дальнейшая сборка представляет собой склеивание бруса по заранее подготовленной схеме, о которой речь шла выше.
Выбирайте водостойкий клей для работ по дереву. Наносить его вы можете с помощью кисти, однако удобнее использовать клей в емкостях наподобие тех, в которых производят силикон. С пистолетом в придачу работа пойдет быстрее, а клей будет высыхать не так скоро, как если бы вы нанесли тонкий его слой кистью.
Главными вашими помощниками должны стать всевозможные струбцины и зажимы, которых потребуется немало.
В зависимости от скорости схватывания клея, вы можете собирать конструкцию по одному элементу и зажимать каждый из них на некоторое время до высыхания, или же собрать плоскость всю сразу и лишь затем зажать ее струбцинами до полного высыхания.
Остатки клея следует удалить по мере возможности влажной тряпкой. Все, что останется, позже вы сможете сошлифовать шлифмашинкой.
Таким способом подготовьте столешницу (два крайних бруска по бокам оставьте на потом) и приступайте к сборке боковых элементов.
Шаг четвертый: боковые панели
Обратите внимание, что они должны располагаться строго под прямым углом. Здесь вам потребуется угольник или нечто подобное. Элементы боковин также зажмите струбцинами.
Как и в случае со столешницей, два крайних бруска каждой боковины оставьте не приклеенными. Они пойдут в дело после того, как вы установите на место дно журнального столика.
Когда клей полностью высохнет, приступайте к обрезке «ножек». Для этого отмерьте одинаковое расстояние от верха, — предполагаемую высоту журнального столика — проведите линию и срежьте лишнее электролобзиком так, как показано на фото. Если срез окажется не идеальным, скорректировать его поможет шлифмашинка.
Шаг пятый: дно журнального столика
Автор запланировал нижнюю полку для своего журнального столика, однако утверждает, что можно обойтись и без нее.
Нижняя полка (она же — дно стола) по задумке автора заходит в паз по обе стороны. Его он изготовил с помощью ручного фрезера.
Чтобы сделать паз, тщательно проведите разметку и обозначьте две параллельных линии на каждой боковине так, как показано на фото.
Автор проделал паз в несколько приемов, поскольку под рукой оказалась фреза небольшой ширины. Дно зашло в паз с небольшим зазором, но на прочность конструкции это никак не влияет. К тому же, как вы помните, предстоит приклеить финишные бруски боковых панелей, которые скроют паз и укрепят конструкцию столика.
Шаг шестой: закрепите финишные бруски и укрепите дно
Закрепите финишные бруски на боковых панелях, а также бруски столешницы, чтобы скрыть пазы и поместите конструкцию в струбцины и зажимы до полного высыхания клея.
Автор также использовал металлические угловые кронштейны и шурупы для того, чтобы надежней закрепить дно столика.
Перед последующей обработкой древесины все поверхности тщательно ошлифуйте шлифмашинкой.
Шаг седьмой: обработка древесины
Для обработки древесины автор выбрал защитно-декоративное масло-тонер тона «Грецкий орех».
Масло следует наносить с помощью чистой мягкой ткани без ворса. Так его удобнее втирать в дерево.
Для создания такого тона потребовалось два слоя масла. Оставьте поверхность сохнуть на 8 часов. На некоторых участках, вроде спилов оно проступает сильнее, и это скорей играет на руку выбранному автором стилю.
Для закрепления результата использован полиуретановый лак. Автор наносил его в 4-5 слоев, убедившись, что каждый предыдущий слой полностью высох. Кроме этого, каждый слой лака он слегка отшлифовал мелкой наждачной бумагой.